Справедливость есть понятие, вторичное по отношению к пониманию.

В социальной этике этот аспект дает акцент на идее справедливости, что на низшем уровне символизируется принципом "я тебе, ты - мне". Здесь, однако, в отличие от третьего дома в Тельце, справедливость понимается не в смысле материальной стоимости, но с учетом всех обстоятельств взаимодействия с данным человеком с точки зрения своего социального слоя. Другими словами, нищему в воскресенье следует дать полтинник на водку, а с толстосума правильно стребовать кругленькую сумму в качестве пожертвования на благотворительные цели. Здесь ощущение элитарного превосходства перед низшими и аналогичного благоговения перед высшими кругами подсознательно и очень сильно, а потому изживается тяжело. Вообще программы подсознания, управляемые третьим домом (социальная этика, практическое обучение и все остальное) находятся глубоко, глубже программ второго дома (и тем более первого) и потому выводятся в сознание и меняются по воле человека или психолога с большим трудом, тем более что в значительной мере находятся под контролем общественного подсознания. Проработка аспекта дает тонкое социальное чувство и очень правильное и красивое поведение в человеческих взаимоотношениях; вообще нужно учиться воспринимать и теплоту человеческих контактов и по мере сил выражать ту любовь к людям, которая возникает в сердце.

Ученик с таким аспектом обязательно обратит внимание на внешний вид учителя, элегантность его речи и социальное положение. Если он сочтет последнее недостаточно высоким, профессиональная квалификация учителя и его искусство преподавания не произведут впечатления на ученика, и учиться ему не захочется. К предмету будет ментальный подход с эстетическим акцентом, и непонятное и некрасивое не будет воспринято; в частности, очень важны качество наглядных пособий и правильная сбалансированная логика изложения материала.

Учитель с Весами на куспиде третьего дома будет элегантен и ментально-холоден, во всяком случае, с учениками из нижележащих социальных слоев, от которых ему будет хотеться избавиться или (хуже) их унизить. Нужно помнить, что блеск учительских рассуждений и внешнего вида урока в целом больше производит впечатление на инспектора отдела народного образования, чем на учащихся, которым всегда в конечном счете важна суть, и здесь их не обманешь.

Поделиться этой страницей: