Символические управители Телец, Хирон, Венера, кульминирует Луна, в заточении Плутон, Марс, в падении Уран.

Включение второго дома означает открытие глаз человека: он обнаруживает, что имеется субстанция, отличная от него самого и способная, с одной стороны, ему служить, удовлетворять потребности и доставлять удовольствия, а с другой - лишать, ограничивать и угрожать; на обычном языке эта субстанция называется внешним миром, а необходимость ее восприятия - принципом реальности. Но для второго дома, как и для всех ночных домов, характерен акцент на "я" человека, которое в данном случае субъективно преобладает над внешним миром, не в том смысле, что человек сильнее, а в том, что главнее, важнее. Другими словами, в ситуациях второго дома внешний мир может доставлять радости или неприятности, но у человека обязательно включена эгоцентрическая позиция (взгляд) на происходящее между Мной и миром. В отличие от седьмого дома, здесь внешний мир рассматривается не как доминирующий оппонент, но скорее как среда, неодушевленная или наделенная низшим сознанием (растительным или животным), в которой человек существует, живет, находится в различных типах обмена (энергией, материей и т.д.) Эта среда имеет свои законы, в известной мере распространяющиеся и на него самого, но затрагивающие его в незначительной степени ввиду его исключительной роли и положения в ней.

Наиболее распространенный пример включения второго дома это отношения человека к его собственности, полностью от него зависимой (недвижимость сюда не включается, поскольку имеет в большой мере независимое от человека существование). Эта собственность, которую он по желанию может купить, продать, включить, выключить, сесть или лечь на нее, действительно образует полностью зависящую от него внешнюю среду, однако ситуации второго дома этим отнюдь не исчерпываются. По второму дому у человека часто идут ближайшие родственники, которых его любящее сердце считает своей полной собственностью и отказывает им в самодовлеющем бытии, отличном от растительного, не говоря уже о свободе воли. Это особенно типично для женщин в отношении их мужей и детей (Луна кульминирует во втором доме).

Второй дом ставит проблему взаимодействия с внешним миром в общем, дальнейшее ее развитие и конкретизация происходят в шестом и десятом домах. В частности, второй дом относится к законам поведения внешнего мира (рассматриваемого как окружающая среда) и взаимодействия человека с ним. Поэтому второй дом определяет его неспецифическую (общую) этику во взаимодействиях со средой, когда она не слишком активна (в частности, не включен седьмой дом, то есть нет прямой доминирующей агрессии, когда больше думаешь о враге, чем о себе). В частности, второй дом определяет систему ценностей человека во внешнем мире, то есть то, к чему он стремится, то, что он хотел бы иметь в своем ближайшем внешнем окружении и, наоборот, то, чего он будет избегать. Поэтому по второму дому идет существенная часть программы самоутверждения, именно, программа внешнего самоутверждения, касающаяся уровня достижения человеком ценностей внешнего мира, идущих по второму дому.

Программы подсознания, управляемые вторым домом, более глубокие, чем программы первого дома. Они определяют самочувствие человека в среде, его отношение к ней, ее восприятие и поведение в ней. Эти программы во многом примитивны, поскольку не предполагают достаточного уровня восприятия внешнего мира, который вторым домом часто профанируется (например, в рамках второго дома любой другой человек воспринимается как потенциальный источник благ, или носитель социальной функции, или просто элемент мироустройства, но никогда не как самостоятельный микрокосм, самодовлеющая вселенная, отличная от меня). В то же время программы подсознания второго дома фундаментальны (символический управитель - Телец), в том смысле, что они работают постоянно, прерываясь в исключительных случаях, и очень устойчивы, с трудом поддаются изменению.

Трудно дать полное описание второго дома, поскольку это во многом "все остальное" по отношению к прочим одиннадцати домам гороскопа: ведь все что угодно есть поведение человека в среде, и если только она не чересчур социальна (третий дом), приятна (пятый дом), агрессивна (седьмой дом), дружелюбна (одиннадцатый дом) или еще один из определенных одиннадцати вариантов, то у человека включен второй дом.

На первом уровне проработки второго дома у человека преобладает чисто потребительское отношение к окружающей среде. Он хочет извлечь из нее максимум благ и удобств, игнорируя законы ее развития, а точнее, полагая их отсутствующими, то есть воспринимая среду как косную, мертвую, не изменяющуюся вообще и от его взаимодействия с ней в частности. Рыба как ловилась, так и всегда будет ловиться, железо как находилось, так и не исчерпается, а вообще после нас хоть потоп. При этом система ценностей бывает обычно практически полностью сформирована сознанием и подсознанием соответствующего социального слоя, и никакая иная не мыслится и не имеет права на существование. Любой человек с иными ценностями либо придуривается, либо психически неполноценен, либо социально опасен и по возможности должен быть изолирован от общества. На этом уровне общая этика взаимодействия с внешним миром зиждется на следующих китах: лучше иметь, чем не иметь; иметь - значит безраздельно владычествовать, подчиняя любой своей прихоти; доверять можно только тому, что полностью принадлежит тебе; лучше брать, чем давать, а давать следует лишь в долг или обмен; все остальные люди думают ровно так же. Для этого уровня характерно ощущение жесткости и императивности давления внешнего мира, и ссылка на внешние обстоятельства воспринимается как очень убедительная. Внешнее самоутверждение идет сообразно имеющемуся капиталу и материальным владениям, так что его критерии на взгляд самого человека чисто внешние; впрочем, представление о внутреннем мире и внутренних ценностях на этом уровне обычно отсутствует.

На втором уровне проработки второго дома человек осознает ограниченность возможностей внешнего мира по отношению к аппетитам его эго; теперь он стоит на позициях "разумного потребления" и заботы о непосредственно окружающем его внешнем мире как источнике благ, стараясь его не истощать. Например, приходя в интересные ему гости, он старается уйти настолько рано, чтобы его позвали и в следующий раз, и с той же целью на прощание обольстительно улыбнется хозяевам. На этом уровне внешняя среда представляется в принципе развивающейся, но законы ее развития воспринимаются механистически, то есть она уподобляется бассейну, в который вода втекает через одну и вытекает через две трубы, или наоборот, в зависимости от уровня преуспеяния человека.

На этом уровне общая этика по большей части тоже социально наведенная, но человек позволяет себе, например, под влиянием импульсов совести, отступления от нее. Система ценностей в основном определяется ценностями в свободно конвертируемой валюте, но появляются и иные: независимость в выборе своей судьбы, уровень самовыражения в творчестве, адекватность места в жизни, эмоциональная удовлетворительность жизни и некоторые другие. Правда, многие из этих ценностей воспринимаются формально, шаблонно и, в конечном итоге, с оглядкой на денежный эквивалент, но взгляд уже оторван от идеи чисто эгоистического потребления.

Внешнее самоутверждение здесь становится противоречивым. С одной стороны, оно вроде бы должно идти по мере приближения к внешнему социальному идеалу (президент, капиталист, солист оперного театра), но, с другой стороны, обнаруживается, во-первых, некоторая его расплывчатость, а во-вторых, непонятно откуда берущиеся внутренние реакции, обесценивающие многие очевидные и социально одобренные достижения человека. В растерянности он может на минуту всерьез подумать о духовных ценностях, но они в его сознании представлены жизнью без прямого обмана и подлости и регулярным чтением художественной литературы или просмотром актуальных театральных постановок, что проблемы не решает.

На третьем уровне проработки второго дома происходят качественные изменения. Человек начинает ощущать себя как неотъемлемую часть внешнего мира, а его как нечто живое, развивающееся, одушевленное и во многом осмысленное существо, сильно в нем, человеке, нуждающееся. Ему кажется, что когда он делает все правильно, погода улыбается, а если плохо, то хмурится, а в минуты уныния и разочарования окружающий мир словно пытается его поддержать и наставить на путь истинный. Теперь общая этика может сильно расходиться с социальной, а главное, - гораздо более подробна, то есть регламентирует поведение человека в гораздо более широком круге ситуаций; иначе говоря, жизнь становится значительно ответственнее и требует большего внимания, а промахи обходятся существенно дороже, чем раньше (по внутреннему ощущению).

Шкала ценностей здесь сильно отличается от социально утвержденной, что человеку трудно пережить, и ее приходится постоянно отстаивать перед самим собой, не говоря о ближайшем окружении. Материальные ценности становятся важными не сами по себе, а как вспомогательные средства, обеспечивающие человеку необходимые для его целей условия, главное из которых - свобода духовного развития и самовыражения. На этом уровне человек ощущает взаимосвязь внутреннего и внешнего миров, но основной акцент для него стоит на идеальных ценностях культуры, а низшие проявления внешней среды он склонен игнорировать, недооценивая их роль в своей жизни. Вместе с тем, он ощущает известную независимость от внешних условий и обстоятельств жизни и, соответственно, может быть очень непритязательным к окружающей внешней среде, в любом случае предъявляя основные претензии к себе лично.

На четвертом уровне проработки второго дома человек сильно расширяет свои представления о внешнем мире и среде, включая в них наряду с материальным также и тонкий мир, в частности, его астральный и ментальный планы. Ему виден также частично и каузальный план, то есть кармические программы, и он видит их проявления как во внешнем, так и во внутреннем мирах. На этом уровне человек воспринимает внешние события как символические отражения процессов, идущих во внутреннем мире, и умеет связывать эти два мира воедино, в частности, интерпретировать внешние события как проявления внутренней жизни и наоборот. Теперь внешняя и внутренняя этики сливаются воедино: человек знает, что его мысли, эмоции и любые медитации не есть его внутреннее дело, но самым непосредственным образом влияют на внешний мир; с другой стороны, внешние события и его видимое участие в них ничуть не менее важны для его внутренней жизни, причем очень существенно не только его отношение к происходящему, но и его прямой внешний смысл. Это уровень сильных магов, которые умеют идти по миру, лишь слегка к нему прикасаясь и не разрывая линий дхарм, и надежно закрывать двери без помощи замков. На этом уровне человек видит иллюзорность материального мира как символического образа мира тонкого, но одновременно видит людей как духовные существа, живущие одновременно на тонком и материальном планах, даже если они не подозревают о существовании первого из них, и видит за материальными внешними процессами их тонкий смысл, а также значение для внутренней жизни и судьбы людей, считающих, что они заняты самым обыкновенным делом.

Ситуация второго дома это любая неспецифическая ситуация: человек находится во внешним мире, который никак особенно себя не ведет. Второй дом включается, как только человек закрывает дверь своего дома и оказывается снаружи. Вот он встречает знакомого и обменивается приветствиями - это третий дом; переходит оживленную улицу - восьмой; едет в троллейбусе - опять третий; (такси и вообще любая легковая машина - восьмой), входит в универмаг - снова второй, причем включенный очень сильно. Здесь перед человеком встает проблема выбора, или, более общим образом, целенаправленного поведения в окружающей среде, что типично именно для второго дома. Покупка того или иного предмета меняет окружающую человека реальность, то есть прямо связана с его вторым домом, но кроме того, она есть выбор, который осуществляется в соответствии с общей этикой человека, которую не следует путать с этикой его человеческих контактов, идущей по третьему и восьмому домам, религиозной этикой четвертого и пятого домов и т.д. Этика второго дома определяет отношение человека к его текущим финансам, то есть сколько денег ему необходимо и желательно иметь, какие условия и жертвы он готов для этого принести, на что следует эти деньги тратить и т.д. Деньги и личная собственность это в большой мере защита человека от окружающей среды, и в какой мере человек (субъективно) нуждается в этой защите, покажет положение второго дома в карте. Ситуация второго дома это любой неспецифический выбор поведения: пойти сегодня на вечеринку, в театр или остаться дома, помочь чужому человеку найти необходимый ему адрес или, наоборот, пустить по ложному следу; посмотреть направо, налево, в землю или в небо, и т.д.

Сильный второй дом дает человека, в котором очень заинтересована окружающая среда, он постоянно привлекает ее внимание и активность, что может ему нравиться или не очень, но без этого он скучает. Если второй дом не сильно поражен, это человек, которому интересно жить, и жизнь которого часто наполнена интересными событиями и вообще взаимодействием с внешним миром. Его чаще других окликают на улице с различными вопросами, просьбами, пожеланиями и заявлениями, да и сам он смотрит на проходящую мимо него по улице толпу достаточно заинтересованно, хотя конкретно интересовать его могут самые разные вещи, в зависимости от аспектов второго дома, от текущей молодежной моды до уровня гражданской зрелости своего народа.

Сильный второй дом подразумевает интенсивное взаимодействие со средой и потому выработку сложной и разветвленной общей этики, и не в последнюю очередь разработанной системы внутренних грифов секретности: что, когда, кому и как можно говорить. Игнорирование этого требования ведет к хаосу и большому числу недоразумений и неприятностей во внешнем мире, и искажению системы ценностей во внутреннем. Сильный второй дом (кармически) означает необходимость следования своей системе ценностей, отличающейся от общепринятой, но ее нужно тщательно вырабатывать и отстаивать перед миром и самим собой. Иначе в защитной ауре будут зияющие дыры, а денег на жизнь будет постоянно не хватать, независимо от уровня доходов. На высоком уровне проработки человек осознает смысл библейских указаний "будьте как птицы небесные" и "...когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая", а до тех пор, пока эгрегор не взялся уже непосредственно за поддержание жизни человека, ему предстоит большая работа в окружающей среде, и лучше, если она будет конструктивна.

Слабый второй дом дает человека, живущего в большой мере в вакууме, но это его не тяготит. Наоборот, слишком бурная внешняя жизнь, слишком большая и особенно непредсказуемая активность внешней среды приведет его в ужас и смятение. Вообще на улице он незаметен, а в лесу особенно, и при желании может выбрать себе карьеру охотника или тайного агента (последнему еще желателен активный двенадцатый дом).

Общие этические проблемы мало волнуют этого человека, у него есть небольшое количество (как правило, стандартных) представлений, которых ему обычно хватает. Его система ценностей также не является объектом его пристального внимания, и логика его жизни не вынуждает человека к ее пересмотру. Это опасное положение, поскольку внутреннее развитие человека требует проработки всех домов, и этики и системы ценностей второго дома часто в первую очередь, а в данном случае человек к этому не привык и может надолго отстать, что со временем ведет к катастрофе или просто тяжелым условиям жизни, особенно материальной.

Вместе с тем, слабость второго дома означает малую потребность в благах окружающего мира (впрочем, здесь следует быть осторожным и смотреть всю карту) и часто известное равнодушие если не к деньгам, то к вариантам их траты, что не дает возможности увлечься роскошью и ориентирует на более высокие помыслы.

Гармоничный второй дом дает человека, который с полной взаимностью пользуется любовью окружающего мира. Он любит красиво одеваться и украшать собой пространство вокруг себя, привлекая внимание противоположного пола и часто почти бескорыстно: его по большей части вполне устраивают восхищенные взоры, не переходящие в более тесный контакт. Ему нравится красота и гармония в окружающем мире, и он настроен на их восприятие, поэтому мир не только улыбается ему больше, чем другим, но и предстает существенно гармоничнее, чем другим. У него реже, чем у остальных, ломается обстановка, на отдыхе портится погода, а на улице попадаются лужи (а те, что попадаются, имеют крайне эстетичную форму и содержат в себе совершенно чистую и прозрачную воду). Ему везет с деньгами, он легко их зарабатывает и как-то умеет их правильно тратить, не прилагая при этом особых усилий.

Это положение таит в себе массу соблазнов и, в первую очередь, принятие внешней этики общего паразитизма, согласно которой окружающий мир должен тебе всячески служить и ублажать просто потому, что ты такой замечательный и обладаешь широкой душой, способной гармонично вместить большое количество материальных благ и просто купюр крупного достоинства. Система ценностей тяготеет к социально утвержденной, и сбить со своих позиций такого человека нелегко, хотя в разговоре на подобные темы он вряд ли станет с вами сражаться, скорее пожмет плечами. Проработка дает человека, умеющего не только гармонично приспособиться к внешней среде, но и научить этому других, формируя им систему ценностей и адекватную их карме этику.

Пораженный второй дом дает человека, который чувствует со стороны внешней среды постоянную агрессию, или, по крайней мере, она ему чужеродна, и он это слишком хорошо ощущает. В то же время это постоянное напряжение не склонно материализоваться в образе конкретного внешнего врага, которого можно изучить и сражаться в открытую (седьмой дом); наоборот, источники агрессии со стороны среды могут постоянно меняться, и чувство внутреннего напряжения и ужаса перед ней имеет центр в глубине "я", что ведет к трудно излечимым неврозам и фобиям: конкретного врага, хотя бы и воображаемого, понять и победить гораздо легче, чем среду, которая непредсказуема и в момент любви способна на угрожающее проявление, в том числе и вполне реальное (какое именно, покажут аспекты ко второму дому, например, оппозиция к восьмому дому - угроза развода, увольнения или смерти, квадрат к четвертому - проблемы в семье, квадрат к одиннадцатому - трудности с друзьями).

Этика отношений со средой будет искаженной, человек часто будет настроен в общем агрессивно или же вытеснит агрессию в подсознание и станет внешне очень уступчивым, приторно-любезным и т.п., лишь иногда, совершенно неожиданно для поверхностного наблюдателя, давая взрывы немотивированной ярости, раздражения или гнева. В системе ценностей, вероятно, будет акцент на понятии справедливости, поскольку у человека (не без основания) сложится впечатление, что ему везет во внешнем мире меньше других, и он должен тяжелым трудом зарабатывать то, что другим дается запросто. Отсюда обида на судьбу, которую (обиду) следует преодолевать, меняя систему ценностей в направлении проработки второго дома (см. выше). Проработка дает истинное ощущение космической любви и способность транслировать ее через себя в самых трудных условиях; большая власть над внешним миром.

Второй дом в знаках

Положение вершины второго дома в Зодиаке показывает стиль взаимодействия человека со средой, его окружающей, его способы поведения в ней и ее восприятия; если второй дом заходит и на следующий знак, нужно учитывать и его. Если первый дом включен в знак, то есть куспиды первого и второго домов лежат в одном знаке, то человек будет испытывать слишком большое влияние этого знака, и ему очень важно понять, что мир и, главное, он сам могут быть совсем другими, чем он привык. Лучше, если вершина второго дома находится в следующем после асцендента знаке, тогда себя и внешнюю среду человек воспринимает совсем по-разному, что дает более гибкое восприятие и поведение. Если второй дом включен в знак, то общая этика будет узкой, а система ценностей слишком определенной (по стилю, а не ассортименту), и с этим нужно бороться.

Планеты во втором доме

Планеты во втором доме показывают особенности отношений человека с внешним миром, рассматриваемым им как среда, этики поведения человека в среде и поведения этой среды по отношению к нему. Здесь торжествует принцип "как аукнется, так и откликнется", но программы подсознания, управляющие поведением человека в среде, достаточно глубоки и осознаются с трудом, да и вообще самонаблюдение в ситуациях второго дома затруднено, поскольку внимание в них рассеивается, так что неприятности и агрессия со стороны среды, как правило, воспринимаются человеком как незаслуженные, что, конечно, является заблуждением.

I дом представляет "я" как таковое. В ситуациях, когда он активен, человек может быть уподоблен младенцу, позиция которого: на свете нет никого, кроме меня. II дом представляет программы подсознания, управляющие взаимодействием между человеком и внешним миром. Символические управители II дома — Телец, Хирон и Венера. Дома всегда символизируют совершенно конкретные обстоятельства, и одно из типичных проявлений II дома — это момент ощущения собственности на вещи, и особенно (как символ всех вещей) деньги; вообще II дом управляет ценностями — материальными и духовными. Собственническое отношение к вещам есть обстоятельство совершенно мистическое, далеко не исчерпывающееся возможностями свободного манипулирования (хочу — нажму кнопку и включу пылесос, хочу — выключу). Своими вещами можно помыкать как рабами, можно ими пользоваться, игнорируя и даже презирая их, можно с ними дружить и их любить, и все это происходит совершенно по-разному. Энергетическое поле любого предмета сильно зависит от состояния биополей окружающих людей, и, разумеется, есть и обратное влияние. Хирон — планета, которая умеет материализовать тонкие формы — дает возможность человеку с развитым II домом жить среди вещей, как среди людей, уважать их характер и пользоваться их преданной любовью. Эта культура — часть общечеловеческой культуры, а умение тратить деньги — не что иное как символ того, что человек находится в энергетическом балансе с окружающим материальным миром; жадность и расточительство — нарушения этого баланса.

II дом управляет контактами с внешним миром в общем, и на поверхностном уровне, в частности, он касается отношений с предметами, встроенными в мир не слишком глубоко: недвижимостью (дома, земля) при этом управляет не II, а IV дом. II дом управляет материальным потоком, который является символом довольно жесткого энергетического потока в тонком мире. У человека плохая энергетика — он вынужден сократить свои расходы или жить за счет других. Это относится и к деньгам, при пораженном II доме бывают обстоятельства, когда приходится жить за счет других или на очень жестком финансовом режиме (все это субъективно, т.е. в восприятии самого человека; рассказывают об одном миллиардере, который, разорившись, остался всего с несколькими миллионами и покончил с собой, считая, что на эти деньги не сможет прожить в старости). Поэтому проработка II дома может проходить в очень неприятных внешних условиях: человек вынужден одолжаться у внешнего мира.

Энергетический баланс с внешним миром обеспечивается правильным поведением, и II дом управляет психологией и этикой взаимоотношений человека с окружающим миром в целом. Этика II дома часто касается внешнего, видимого человеку и другим людям выбора.

Первое включение II дома у ребенка требует отказа от чисто эгоистического взгляда на мир как часть себя: "Что я могу взять себе и чем следует поделиться с другими?" Этика II дома совершенно всеобъемлюща. Всякий поступок есть выбор, даже если вы выбираете сорт яблок в магазине. Поэтому все контакты с внешним миром должны быть этичными, что происходит само собой лишь при гармоничном II доме. Тогда человек не ударится об угол кровати и не порежется ножом, а редкое отсутствие денег не омрачит его душевного спокойствия. Гармоничный Телец дает хорошее ощущение форм (любых, в том числе и тонких) в общем, а гармоничный II дом означает гораздо более высокий уровень прикладной магии: человек за 10 минут так расставит предметы в комнате, что в ней воцарится уют. Знаки влияют более тонко, они выражаются в стилях, манерах, общих склонностях и способностях, дома же проявляются гораздо конкретнее и реализуются более императивно.

На первом, низшем уровне проработки II дома человека волнуют предметы и деньги как абстракции, конкретно с ними у него контакта нет. Для этого уровня характерна жадность, поскольку принцип II дома — этика гармоничных отношений с внешним миром — здесь не реализуется. Человеку хочется брать у мира вещи, жестко и бездушно ими владеть и ничего не отдавать взамен. Первый уровень характерен для детского возраста, и лучший способ проработки — это расширение восприятия ребенка. Хорошо обратить внимание девочки, которая обожает наряжаться, на подробности отделки, фактуру платья, крой, обсудить, как оно вписывается в тот или иной интерьер, показать ей, что платье на ней может жить и дышать, а может и задыхаться. Когда она научится хорошо чувствовать энергетику одежды, ее этика поднимется на совершенно иной уровень, она ощутит единство с внешним миром и будет уважать его законы.

На втором уровне проработки II дома у человека возникает широкая этическая программа поведения во внешнем мире (начинают ощущаться законы кармы) и по отношению к вещам, с которыми он связан, в частности. Каждый мой предмет, как учит Будда, дан мне во временное пользование, и я должен обращаться с ним бережно и относиться с подобающим уважением. Если на стене висит картина — на нее нужно смотреть и постигать себя в ней, а когда вся ее энергетика, доступная для нашего восприятия, кончилась (картина надоела), ее нужно продать или отдать, а не оставлять пылиться на стене или в чулане.

На третьем уровне проработки II дома правильное отношение к вещам распространяется и на людей. У среднего человека люди, его окружающие, существуют (в рамках II дома) лишь в том смысле, какие вещи от них и через них можно получить, добровольно или насильственно. Уровень этики, когда во внешнем мире, в "не-я" осознается и учитывается одушевленная этика (другого человека), можно считать очень высоким (жена, муж и дети чаще всего включаются по II дому, но как совершенно неодушевленные: "А вот это мой дом: мой цветной телевизор, горка, жена, спальный гарнитур, сын Павел, камин!").

При слабом II доме (это означает, что в нем нет планет и слабо стоят его управители, фактические, а также символические: Телец, Хирон и Венера) человеку довольно безразлично его материальное окружение. На высоком уровне проработки это может дать святого, для которого тонкие формы ощутимее плотных, он чувствует суть вещей и безразличен к их внешнему виду. На среднем уровне человек обращает мало внимания на поток материальной жизни, денег немного, но и особых проблем с ними нет (это, впрочем, зависит и от общего уровня поражения или гармонии карты), равно как и потребности в выработке бытовой и общей этики.

Гармоничный II дом — поток внешних благ идет без усилий со стороны человека; аспекты к управителю II дома и планетам в нем укажут способы получения денег. Внешний мир вас любит и дарит знаки внимания, и в этом потоке любви и даров надо не утонуть. Искушение постепенно облениться душевно и физически; при гармоничных аспектах II дома нужно особенно много отдавать внешнему миру, только тогда не оскудеет со временем рука, расточающая человеку дары.

Пораженный II дом не означает отсутствия денег. Это, скорее, часто возникающее ощущение, что их не хватает, а его острота зависит исключительно от внутреннего отношения человека к внешнему миру. Здесь внешний мир не просит (как в гармоничном варианте), а требует внимания человека к себе и тяжелой работы с незначительной видимой отдачей. Не получая этого внимания и служения, внешний мир начинает мстить. Тогда человек начинает ощущать в жизни одни углы, а если вдруг видит что-то, что ему нравится, вцепляется мертвой хваткой, как Луна в Тельце. Поражение II дома может дать патологическую жадность и бессмысленную, саморазрушительную щедрость как гиперкомпенсацию по отрицательному типу (позиция: "раз уж мне не дают то, что мне нужно, разденьте вовсе догола, пусть вам будет хорошо, а я погибну!"). Резкие вкусы. Здесь проработка дает большие возможности самореализации во внешней деятельности, какой именно, укажут квадраты и оппозиции.

Знак на куспиде II дома, т.е. знак — управитель II дома, дает фоновые, общие обстоятельства и стиль, в котором обычно складываются ситуации II дома.

Скорпион как управитель II дома — эмоциональное, почти сексуальное отношение к вещам и деньгам. При поражении и низком уровне проработки — мания все разрушить, при проработке — способность преобразовать окружающий внешний мир, особенно материальный. На высоком уровне — психоанализ в наиболее плотных структурах человеческой психики, особенно при аспекте Хирона ко II дому.

Телец на куспиде II дома — серьезное, постоянное, фундаментальное отношение к собственности. При поражении возможна патологическая жадность. Но желанное надежное материальное окружение и деньги вряд ли придут в первой половине жизни; нужно выработать очень серьезную этику и ей неуклонно следовать, не впадая при этом в догматизм (что звучит издевательством, но Телец как управитель дома всегда дает трудные кармические программы по этому дому).

Воздушный знак как управитель II дома дает абстрактно-ментальное отношение к собственности и внешнему миру в целом. Нужно учиться уважать экзистенциальную реальность, не переводя ее в ментальные модели или, хуже, фантазии. Человек может, как на экзамене, очень бодро сказать, как следует жить, но ему трудно этому следовать, поскольку за его словами не стоит истинного понимания (в ощущении).

Если на куспиде II дома стоит планета, то он становится особенно активным и приобретает ее интенсивную окраску. Такая планета относится и к I дому, так что в моменты ее активности включаются оба дома одновременно (обычно один из них идет как бы первым планом, а другой — фоном). Если Солнце стоит на куспиде II дома, вы потенциально духовный учитель с программой практической этики (актуально, возможно, коммивояжер); если же Солнце стоит на куспиде I дома, то тоже духовный учитель, но, наоборот, с сильным оттенком мистики и отречения от реальности (влияние XII дома).

Солнце во II доме (не на куспиде) — жизнь императивно связана с внешним миром, материальными моментами. Нужно точно выбрать уровень плотности форм, с которыми следует работать; при аспекте Венеры способность к искусству, Меркурия и Сатурна — к финансовой деятельности. На высоком уровне это может быть крупный писатель, который создает совершенно реальный мир со своими законами, и читатель, изучив их, лучше понимает свою собственную жизнь и формирует личную этику. Развитое Солнце во II доме дает настолько мощную этическую программу, что она практически изменяет реальность вокруг человека.

Луна во II доме может дать чрезвычайную привязанность к материальным благам (особенно в земном знаке), но и превосходное непосредственное ощущение предметов собственности и умение ими распорядиться —качества первоклассной жены — если она не начинает воспринимать своего мужа как собственность; впрочем, и это некоторым нравится.

Венера во II доме — прекрасное восприятие эстетики материального мира, но и привязанность к красивым и удобным вещам. При гармоничных аспектах человек имеет вкус к материальной жизни и умеет получать от нее удовольствие, при поражении ему трудно угодить, и он сильно страдает от неудовлетворенных материальных желаний; кроме того, возможны лень и чревоугодие (II дом, вместе с VI, управляет питанием). В общей этической программе важную роль играет эстетика, т.е. поступки и поведение классифицируются как "красивые" и "некрасивые".

Марс во II доме — в заточении. Человек слишком бесцеремонно заставляет вещи служить себе, этика типа "кто смел, тот и съел". При проработке большая энергия в материальных делах, сильное этическое воздействие на мир.

Сатурн во II доме ставит проблему гармоничного взаимодействия с внешним миром (отношения "я" и "не-я"). Это, попросту говоря, проблема эгоизма. Вообще Сатурн в доме дает фобию, при гармоничной карте — вытесненную глубоко в подсознание. Характерная фобия II дома — страх внешнего мира. Человек не любит предметы, и они его тоже. Проблема жадности, энергетических дыр при неправильном поведении. Здесь общая этическая проблема: зачем я живу в этом мире — должна быть решена конкретно и с достаточным элементом бескорыстия, иначе человек под сильным давлением Сатурна закостенеет в примитивном душевном состоянии и практически перестанет воспринимать окружающее. Будут трудности с деньгами, почти неестественное упрямое сопротивление внешнего мира при попытках достичь цели. При таком положении нельзя залезать в долги, хотя ситуации представятся. Приступы жадности могут чередоваться с приступами щедрости. При проработке — житейская мудрость, духовный авторитет. Но гармоничное сочетание эгоизма и альтруизма при Сатурне во II доме невозможно: Сатурн всегда требует самоотречения.

Юпитер во II доме — широкая натура, деньги и ценности приходят и уходят потоком. Человек многое может понять и многое, даже слишком, разрешает себе и другим. Нужно быть осторожнее в мире и требовательнее к себе.

Хирон во II доме — человек стремится постичь высшую этику, но практически это получается далеко не всегда. Может изрекать духовные истины и в то же время предаваться неомраченному эгоизму. При проработке возможность очень тонкой и эффективной работы и с предметами, и с людьми.

Высшие планеты во II доме дают оттенок роковых перемен во внешней жизни и своеобразные тонкие проявления общей этики. Наличие в доме высших планет означает связь соответствующих кармических программ с большими коллективами.

Уран во II доме — эксцентричные материальные вкусы и такая же трата денег, возможны неожиданные случайные доходы (источники покажут аспекты к Урану). Возможно, любовь к экстравагантной еде и одежде. Привлекают неожиданные решения.

Нептун во II доме — деньги непостижимо уплывают из рук, но иногда так же непонятно появляются. Трудности с этическими критериями, все плывет, в отношениях с внешним миром много обмана и самообмана.

Поделиться этой страницей: