Число 4, управители и заточители Луна, Сатурн, кульминаторы и декаденты Марс, Юпитер, Нептун.

Число 4 символизирует инволюцию, распятие духа при его материализации. Разделение на 4 части означает мучительное, дисгармоничное понижение вибраций, при котором сущность теряет свое единство (в отличие от деления на 3), и разъединенным частям еще лишь предстоит, путем долгих усилий, его обрести.

Квадраты планет


В сфере влияния квадрата человек ощущает внутреннюю и внешнюю дисгармонию, он чувствует грубую вражду и взаимное неприятие планетных принципов, которые друг друга совершенно не понимают и профанируют, и в то же время не могут разойтись в разные стороны, поскольку судьбой определены быть вместе и постоянно взаимодействовать. С другой стороны, квадрат как аспект, являющийся обращением самого себя, дает не только дисгармонию и всевозможные препятствия, но и средства их преодоления, в том числе, что очень важно, энтузиазм человеку, которому интересно преодолевать внешние и внутренние препятствия, участвуя тем самым в эволюционном процессе.

Действие квадрата можно сравнить с возникающей на пути человека кирпичной стеной, обойти которую невозможно. Однако разбирая кирпичи по одному, он мостит ими дорогу через непроходимое болото, располагающееся непосредственно за стеной. Квадрат это естественная тема для проработки, по ходу которой человек, с одной стороны, преодолевает определенные (судьбой) внешние препятствия, а с другой, разбирается в самом себе, вычленяет, просматривает и трансформирует низшие программы подсознания. Часто один из этих процессов идет под пристальным присмотром сознания, а другой как бы сам по себе, но для проработки квадрата типично одновременное решение внешних, и внутренних проблем: половины здесь, как правило, недостаточно. Субъективно квадрат символизирует ямы на равнине общего благополучия человека: внешнего и внутреннего. Объективно квадрат представляет те проявления человека, в которых он кажется (и часто является) ниже, грубее и примитивнее, чем обычно, или, во всяком случае, области, в которых окружающим с ним трудно, ввиду его неадекватно пристрастного и часто болезненного к ним отношения. Проработка квадрата дает в соответствующих областях понимание, мудрость и то знание, которое одновременно является умением. Но все равно у человека остается ощущение некоторой своей ущербности, отсутствия истинной гармонии, которая дается трином соответствующих планет. Это связано с тем, что проработка квадрата дает переход проблемы взаимонеприятия планетных принципов на следующий уровень, но никогда (в этом воплощении) не снимает ее вовсе. С другой стороны, конструктивное отношение к проблемам, которое ставит квадрат, дает человеку возможность не только эффективно строить себя, но и включаться в значительные кармические программы: сначала на уровне интуитивного исполнителя, а затем сознательного участника.

Луна как управитель и заточитель квадрата символизирует двойственное отношение человека к проявлениям квадрата. Как управитель, Луна делает тяжесть соответствующих проблем для человека естественной, как бы имманентно присущей личной судьбе; это ощущение имеет в виду поговорка "своя ноша не тянет". Многие люди тяжелой судьбы, даже из числа постоянно жалующихся на нее, тем не менее, не согласились бы поменяться на более легкую и гармоничную. Это связано не только с привычкой к своей жизни и даже ее тяготам, но и с трансляциями индивидуального духа: человек чувствует что именно те обстоятельства, в которых он живет, уготованы ему судьбой с неведомой, но очень высокой целью. Кроме того, Луна как управитель квадрата дает возможность подсознательной адаптации человека к тем конкретным дисгармоничным обстоятельствам, в которых он оказывается, и человек порой демонстрирует живучесть и приспособляемость к, казалось бы, немыслимым и нечеловеческим условиям внешней или внутренней жизни.

С другой стороны, Луна как заточитель квадрата дает колоссальное подсознательное сопротивление идее конструктивной проработки тяжелых и неприятных для человека ситуаций и обстоятельств. Что бы ни говорил разум (а он часто и не возражает), подсознательная программа экономии сил заставляет человека преодолевать препятствия на минимальной высоте, игнорировать неприятности, откладывать ответственное решение, пока это физически возможно и т. д. Поэтому на первых уровнях проработки квадрата приспособление человека к дисгармонии внешней и внутренней реальностей, с одной стороны, идет само по себе и достаточно успешно, а с другой - с максимально возможной экономией сил, причем экономией с точки зрения крайне близорукого эго. Это похоже на то, как человек, устраиваясь спать на голой скале, посыпает ее песком точно по контуру своего тела - так, как оно выглядит в момент засыпания, совершенно игнорируя то обстоятельство, что любое движение во сне приведет к неприятному соприкосновению с голым камнем. Этот своеобразный баланс естественного приспособления и сопротивления ему, который можно назвать принципом локального и необходимого приспособления, вызывает к жизни многочисленные эффекты, заключающиеся в том, что больное место (по возможности) тщательно изолируется от психики и внешнего мира, в результате чего действительно частично защищается, но при этом полностью лишается возможности излечения, отработки адекватной реакции и нормальной взаимосвязи с остальной психикой. В зависимости от конкретных внешних обстоятельств и психической организации, эти эффекты проявляются в виде, например, в виде сужения восприятия, вытеснения в подсознание, различных комплексов неполноценности, фобий, неврозов и т. д.

Проработка квадрата дает человеку проникновение в свое подсознание и (в соответствующих сферах) трансформацию самых грубых и дисгармоничных программ эго в более приемлемые. Однако проблемы квадрата этим не исчерпываются: человек начинает выяснение отношений и борьбу с самим собой на новом уровне - теперь его не устраивают и кажутся дисгармоничными и неправильными те обстоятельства внешнего мира и внутренней жизни, которые раньше представлялись вполне приемлемыми или вовсе не привлекали внимания.

Сатурн как управ итель и заточитель квадрата символизирует двойственный характер стиля препятствий, возникающих перед человеком, а также способов их преодоления. Сатурн как управитель дает необходимость глубокой проработки соответствующих квадрату проблем, как внешних, так и внутренних, что выражается чаще всего в том, что эти проблемы невозможно обойти, и трудно полностью вытеснить в подсознание (хотя здесь человек, как известно, способен на многое). Их приходится решать постепенно, и главным образом, путем внутренних проработок, то есть работы над собой. Сатурн как управитель символизирует тот факт, что стены, возводимые квадратом, следует разбирать по кирпичу, а не пробивать стенобитным орудием или собственной головой. Если квадрат прорабатывается правильно, то каждый вынутый кирпич, с одной стороны, утилизируется, а с другой, делает отверстие в стене видимым образом шире, что является источником как энтузиазма, так и новой информации о неведомом мире за стеной, к которому человек постепенно привыкает. Сатурн как управитель дает терпение и дисциплину, а также со временем и мудрость, необходимые для преодоления препятствий.

Как заточитель Сатурн делает препятствия квадрата невыносимыми для человека, он воспринимает их как тюремную решетку и часто в отчаянии сосредотачивает на проявлениях квадрата все свое внутреннее внимание, будучи не в силах отвлечься от проблемы, на дальний момент явно не решаемой, но объективно, быть может, для него не такой уж и существенной. Тем не менее, какая-то сила резко сужает его сознание, и он не видит ни неба с облаками и различными светилами, ни рощ и лугов со свойственной им фауной, ни даже прелестей городского пейзажа, но с упорством, достойным лучшего применения, кружит своей мыслью по замкнутой траектории, тщетно надеясь найти из нее выход. Заточение Сатурна часто провоцирует честолюбие, направленное на совершенно недостижимые (на данном уровне) цели, что дает жестокие фрустрации, причем, как правило, человек получает желаемое именно после того, как его вожделение исчезает. Сатурн как заточитель дает множество трудностей, в первую очередь, психологического плана, мешающих человеку приступить к конструктивному решению проблемы, связанной с квадратом; в этом списке читатель узнает черты непроработанного Сатурна: неверие в свои силы, преувеличение трудностей, недостаток терпения и концентрации внимания и сил, недисциплинированность, отчаяние в связи с тем, что проблему нельзя решить за неделю, и т. д. Заточение Сатурна делает отдельной проблемой вытаскивание первого кирпича из стены препятствия и дает человеку ощущение замурованности. Проработка квадрата дает умение не только не терять мужества при виде на первый взгляд непреодолимых препятствий, но и помогать в проработке квадратов, особенно на первой фазе, другим людям, часто совершенно потерявшим надежду на освобождение из заколдованного круга почти идентичных событий и проблем, разорвать который кажется невозможным.

Марс как кульминатор и декадент квадрата проявляется по-разному в зависимости от уровня проработки аспекта. Как кульминатор Марс дает энергию высоких вибраций, очень конструктивную для человека, который может ее освоить и использовать. Это делает квадрат потенциально самым сильным из всех аспектов, поскольку скрытая в нем энергия позволяет строить не только самые высокие, но и самые ажурные башни, синтезируя причины, казалось бы, несовместимые, и преодолевая препятствия, видимо неодолимые. На низком уровне кульминация Марса дает человеку энергию, направленную фактически в сторону усиления хаоса, то есть его действия реально усугубляют трудность положения, в котором он оказался, делают стену, созданную квадратом, еще более неприступной. Эта ложная активность сочетается с внутренним ощущением своей слабости, неспособности, находясь на своем уровне, даже подступиться к решению проблемы квадрата, в чем проявляется влияние Марса как его декадента. Часто первое влияние (ложная активность) видимо и является прикрытием второго (ощущение бессилия), которое по большей части вытеснено в подсознание, но бывает и наоборот: человек внешне демонстрирует свое бессилие и пассивность перед лицом трудностей, скрывая под ними отчаянную, но бессмысленную внутреннюю суету и метания. На высоком уровне Марс как декадент дает умение конструктивно решать проблемы квадрата на минимуме энергетического потенциала, подобно растениям, ведущим сложные химические реакции на энергии одних солнечных лучей (фотосинтез).

Юпитер как кульминатор и декадент квадрата символизирует двойственный характер ощущения поддержки и нагрузки, которую карма дает человеку при проработке этого аспекта.

На низком уровне влияние Юпитера как кульминатора выражается в том, что препятствия и сложности квадрата объективно воспринимаются как чрезмерные по своему количеству, что хорошо понимает народная мудрость: "Пришла беда - отворяй ворота", "Беда не приходит одна". Это ощущение усугубляется влиянием Юпитера как декадента, выражающемся в том, что человек вначале не чувствует никакой поддержки со стороны высших сил, которую нужно заработать, самому преодолев отчаяние, заставив себя посмотреть на вещи реально и начав конструктивную деятельность. Такая ситуация характерна для многих сказок, описывающих кармическую программу, связанную с квадратом: приходит беда (активизация дисгармоничных влияний), герой остается один-одинешенек, но делать нечего (управление Сатурна), слезами горю не поможешь (падение Нептуна), поиски счастья или пропавшей принцессы (конструктивную деятельность) нужно начинать самому, без моральной и физической поддержки, которую, впрочем, обещает продолжение сказки (проработка аспекта).

На высоком уровне кульминация Юпитера символизирует обилие возможностей и значение достигнутого результата для дальнейшего развития человека, а также расширение возможностей его участия в судьбах других людей и их карме, которую он может им помочь эффективно и, насколько это возможно, гармонично проработать. Юпитер как декадент символизирует на этом уровне силу автодидакта (самоучки), который, выучившись и преодолев все препятствия сам (это типично для квадрата без смягчающих его гармоничных аспектов). оказывается способным на продвижение в совершенно неожиданных направлениях, но в то же время и его ограниченность: проработанный квадрат никогда не сравнится с трином, он всегда дает некоторую ущербность и однобокость развития (издержки профессионализма, для которого квадрат типичен; трин дает разностороннего дилетанта).

Нептун как кульминатор и декадент квадрата символизирует различные типы медитаций, сопровождающих его проработку. На низком уровне влияние Нептуна как декадента выражается в отрицательных эмоциональных медитациях, связанных с возникновением непреодолимого (на первый и второй взгляд) препятствия, что ввергает человека в отчаяние, слезы и глухую тоску и т. п. состояния, в которых препятствия видятся снежными хребтами, а враги всемогущими злыми волшебниками и чародеями, и рассеять эти нептунианские (низшей октавы) чары может быть очень нелегко, помогает включение Сатурна: "Глаза страшат, а руки делают". Как кульминатор Нептуна на этом уровне дает человеку искушение забыться, отвлечься от проблем квадрата, например, улетая светлою мечтой в те времена, когда соответствующая проблема будет окончательно решена, и как же это будет со всех сторон замечательно. Впрочем, если тяжесть квадрата становится для человека совсем невыносимой, Нептун может дать ему частичную анестезию по наркотическому типу.

На высоком уровне кульминация Нептуна выражается в поддержке усилий человека высшими медитациями, когда он (в сфере действия квадрата) окажется способным устойчиво находиться в состоянии духовной устремленности, и тогда он сможет увидеть, в каких кармических программах он принимает участие, и делать это более осмысленно и более свободно; на этом уровне в соответствующих сферах ощущает космическую любовь непосредственно. Влияние Нептуна как декадента выражается в определенном разочаровании, которое испытывает человек, выходящий на следующий уровень проработки квадрата: у него исчезают (точнее, перестают его радовать) привычные медитации и вибрации, а на месте старых проблем появляются новые, которые заботят его ничуть не меньше, чем прежние; а те, решившись, принесут гораздо меньше эмоциональной радости, чем он думал в начале пути.

На первом уровне проработки квадрата человек оказывается совершенно неподготовленным к его дисгармоничным проявлениям и воспринимает их не как препятствие, а как беду, от которой начинает искать спасения, в первую очередь, в посторонней помощи, или некоторое время не делает ничего, стараясь вытеснить все неприятности в подсознание и втайне надеясь на чудо, которое превратит квадрат в трин. Однако квадрат (когда он включается) это постоянно действующее препятствие (в отличие от оппозиции, даже совершенно не проработанной, чье дисгармоничное влияние часто можно переждать, ссутулившись и прикрыв голову руками), и вытеснить, проигнорировать или расправиться с ним одним ударом не удается, и у человека появляется в соответствующих сферах ощущение загнанного зверя; подсознание реагирует своими защитными (полу) мерами, и в выраженных случаях создает программы, хорошо известные в психоанализе: комплексы, фобии, навязчивые действия, депрессивные состояния или неадекватную агрессию и т. д. Гармоничные аспекты, наоборот, смягчают и иногда делают эти эффекты внешне почти незаметными, но проблема, тем не менее, остается.

Не следует представлять дисгармонию, создаваемую квадратом, как набор чисто негативных явлений. Даже на первом уровне проработки, то есть еще не успев сделать практически ничего, человек ощущает интерес и способности в сферах, управляемых планетами, образующими квадрат. Часто неприятности начинаются именно из-за того, что человек чувствует энергию взаимодействия планет, и она ему очень нравится, но он, совершенно не замечая того, насколько она дисгармонична и вне и внутри него, ведет себя так, как будто эти планеты стоят в трине, каждый раз искренне удивляясь как бы случайным накладкам, приносящим ему столько незаслуженных огорчений и разочарований. Типичное проявление квадрата на этом уровне описывается высказыванием "Благими намерениями вымощена дорога в ад", поскольку благие намерения в сферах, управляемых непроработанным квадратом (а человек в этих сферах всегда внутренне очень заинтересован и часто весьма активен) ведут к оживлению инволюционных программ. Типичная реакция психики здесь часто выражается в рационализации типа: "Я очень способный, но обстоятельства (люди, политическая обстановка...) не дают мне реализовать мои таланты и возможности". Здесь следует иметь в виду, что дисгармония внешняя всегда является следствием внутренней, именно ее следует искать и с нее начинать проработку квадрата.

На втором уровне проработки квадрата человек находит в себе мужество признать, что на его пути есть существенное препятствие, которое необходимо преодолеть. В этот момент он чувствует свое одиночество и богооставленность, но ощущает в себе силы, достаточные для того, чтобы начать что-то делать, хотя надежды на успех у него мало. Как правило, действия человека на этом уровне, как и его осознание проблемы, относятся исключительно к внешнему миру и потому очень малоэффективны. Нерешенное внутреннее противоречие экстериоризируется во все новые и новые препятствия, очень похожие друг на друга, и человек, с большим трудом преодолевая их по очереди, ощущает себя героем сказки, рубящим голову змею, который с легкостью отращивает их снова и снова. Тем не менее, по ходу этого сражения выявляются, хотя и очень медленно, некоторые существенные детали и подробности кармического узла, символизируемого квадратом, и, кроме того, человек узнает кое-что о себе и своем подсознании, как о своих скрытых возможностях (мужество, сила, находчивость, которые вдруг проявляются, когда уж очень нужно), так и о низших программах подсознания и грубых чертах личности и характера, специфических для данного квадрата. Эти черты и программы кажутся человеку на этом уровне неотъемлемыми его частями, с которыми он и умрет ("горбатого могила исправит"), но он старается их подавить, понимая отрицательную роль, которую они играют во внешних ситуациях, управляемых квадратом. Другими словами, на первом уровне проработки квадрата человек часто даже не чувствует, как его "заносит" (злая сила в свои пределы), или ничего этому не пытается противопоставить, в то время как на втором уровне человек частично отслеживает такие свои состояния и старается их купировать.

Для второго уровня характерно частичное внутреннее принятие тяжести квадрата (хотя при случае человеку может пытаться ей спекулировать) и лунная (подсознательная) адаптация к ней, и хотя юпитерианской (как кульминатора) поддержки человек еще не чувствует, но и юпитерианская (как декадента) чрезмерность беды уже постепенно уходит, часто заменяясь непомерной гордостью (кульминация Юпитера) своим трудом, нагрузкой и способностями в сферах, управляемых квадратом. Здесь возможны совершенно неестественное высокомерие и гордыня, как правило, непонятные окружающим по причине более чем скромных видимых успехов человека в соответствующих областях.

На третьем уровне проработки квадрата акцент соответствующей проблемы перемещается в большой мере на внутреннюю жизнь человека. Он видит, что внешние неудачи и препятствия в областях, управляемых планетами в квадрате, в значительной мере вызваны им самим, то есть его неумением разрешить внутренние проблемы и противоречия, что приводит к неправильному и вовсе дисгармоничному поведению во внешней среде и является причиной многих неудач и разочарований. Занимаясь собой и своим внутренним несовершенством, человек обнаруживает, что, во-первых, имеется прямая связь между гармонией его внутреннего и внешнего мира и снятие внутреннего напряжения, гармонизация его внутреннего отношения к другому человеку, или каким-либо обстоятельствам автоматически ведут к смягчению соответствующей внешней напряженности, а иногда и вовсе снимают проблему, казавшуюся вечной и незыблемой; во-вторых, его собственные недостатки, "пороки" и "неспособности" поддаются постепенному исправлению, хотя и с периодическими сбоями и соскальзываниями в привычную область низких вибраций (грубые, несбалансированные энергетические потоки); и в третьих, он ощущает существенную поддержку своим серьезным и длительным программа в сферах квадрата, как энергетическую (Марс), так и в плане открывающихся возможностей (Юпитер). Особенностью квадрата является то, что эта поддержка кончается сразу, как только человек отходит от своей кармической программы, что, с одной стороны, служит хорошим ориентиром, но в то же время достаточно тяжело морально, в частности, потому, что на этом уровне трудно отличить усиление тяжести, возникшее вследствие отклонения от личной кармы, от просто несколько более напряженного ее участка. Впрочем, здесь Сатурн требует от человека больше дисциплины, чем мудрости, и случайные отклонения от наиболее прямого пути иногда дают, при правильном к ним отношении, в конечном счете даже более творческую проработку своей кармы.

На этом уровне человек уже выделяет принципы планет, стоящих в квадрате, и учится согласовывать программы подсознания, ими управляемые. При непосредственном их взаимодействии возникают резкие эффекты, причина которых может быть очень глубоко и человеку недоступна, но он старается их сгладить или, по крайней мере, изучить зоны соприкосновения планет и обозначить их флажком "опасная зона" и приближаться только на очень слабой энергетике. Здесь возможно частичное согласование принципов планет, что будет для человека большим успехом. На этом уровне квадрат воспринимается как большая проблема, составляющая (в сферах его влияния) одновременно основной интерес и содержание жизни, хотя последняя временами и кажется человеку слишком трудной.

На четвертом уровне проработки квадрата человек воспринимает его как наиболее конструктивный аспект, дающий возможность глубокого и интересного внутреннего развития и соответствующей внешней активности. На этом уровне человек видит в квадрате возможность найти и развязать тяжелый кармический узел, намеки и указания на который он получает через дисгармоничные внешние обстоятельства. Эти обстоятельства и события активизируют в нем глубоко спрятанные низшие программы, которые, обнаруживая себя, становятся для человека объектом изучения, высветления и последующей трансформации в более приемлемые. Этот процесс никогда не бывает рутинным и безболезненным, и, более того, по его ходу человек часто втягивается в сложные кармические переплетения внешней жизни; сопоставляя ее с внутренней, он многое понимает как обо одной, так и о другой. На этом уровне человек видит многие кармические программы и часто достаточно глубоко проникает в подсознание людей, его окружающих, что дает ему возможность помогать им прорабатывать свои квадраты и прочие аспекты гороскопа. Квадрат дает возможность построить осязаемую конструкцию на границе между Хаосом и Космосом, тяжелый и устойчивый мост, пройдя по которому человек сможет вырваться из эгоцентрических кругов и увидеть начало своего пути.

Квадраты планет

Интерпретируя квадрат, важно учитывать относительную силу планет и уровень их проработки: например, квадрат проработанного Меркурия дает совсем другое влияние, нежели квадрат непроработанного (умные неуместные мысли и высказывания это совсем не то, что глупые неуместные мысли и высказывания - первые куда опаснее) к тому же следует еще учитывать и уровень проработки самого квадрата, который может не совпадать с уровнем проработки ни одной из планет, его образующих.

Квадрат планеты дает ложный импульс ее принципа, неправильно направленную и часто грубую энергию, с которой нужно научиться справляться и по возможности конструктивно использовать, что будет трудно, но в конечном счете реально. Если в гороскопе много квадратов, человек с детства привыкает к препятствиям и дисгармонии, и его претензии к жизни часто умеренны, а внимание достаточно концентрировано: его жизнь подобна бегу по пересеченной местности, к которой он к тридцати годам в основном привыкает. Гораздо труднее приспособиться к ритму жизни, определенному гороскопом с одним квадратом, что означает глубокую яму на ровной зеленой лужайке; чаще всего эту яму углубляет и готовит себе на дне острые колья сам человек (влияние Юпитера как декадента квадрата). Множественный квадрат, то есть квадрат планеты к стеллиуму, дает очень большую нагрузку на эту планету (и дом, где она стоит), и человек бывает вынужден судьбой обратить на нее внимание и частично проработать, что на фоне субъективно тяжелых ощущений в ее сфере дает человеку определенную защиту и поддержку судьбы. Квадрат одного стеллиума к другому дает большую, но распределенную тяжесть в сферах соответствующих домов и соответствующие средства (потенциальная энергия соединений) для ее преодоления - это гороскоп атланта, субъективные ощущения которого от жизни могут быть любыми. Т-квадрат, то есть две планеты в оппозиции и третья в квадрате к каждой из них, дает большое напряжение на третьей планете и доме, где она стоит, но даже частичная ее проработка ведет к установлению баланса между планетами в оппозиции, и человек обретает устойчивое направление (временами нелегкой) конструктивной работы. Большой квадрат, то есть четыре планеты, образующие две оппозиции в квадрате друг к другу, так что на гороскопе получается фигура квадрата с двумя диагоналями, лучше прорабатывать, начиная с баланса оппозиций, не концентрируя усилий ни на одной конкретной планете или доме по собственной инициативе, но тщательно отслеживая ритм судьбы и балансируя на гребне волны - гороскоп даоса; такие люди имеют защиту, но слишком высокую, чтобы о ней можно было догадаться по прямым признакам.

Очень своеобразно происходит проработка планеты, к которой есть квадрат и трин. Здесь вначале будет много недоразумений и самообмана, и в первую очередь человеку нужно разобраться, в чем ему везет, где у него реальные способности и таланты, а где - узкие места и нерешенные проблемы, и научиться не путать одно с другим.

Автор:
Поделиться этой страницей: