Символические управители Дева, Меркурий, в заточении Нептун, Юпитер, в падении Хирон, Венера.

Если в пятом доме человек любит Бога, то в шестом он выражает свою любовь материально, личным служением Ему. Говоря более прозаическим языком, шестой дом это дом каждодневного труда, который, собственно, и наполняет человеческую жизнь смыслом, хотя последний не всегда очевиден самому человеку.

Дома в большей мере включаются отношением человека к происходящему; в частности, шестой дом активизируется тогда, когда человек спрашивает себя: "Что я должен сделать в данной ситуации?" - и, засучив рукава, приступает к исполнению. Все люди довольно четко делятся на две категории: одни предпочитают пятый дом шестому, считая, что в идеале жизнь это сплошной праздник, другие же, наоборот, отдают предпочтение шестому перед пятым, им скучно развлекаться, и единственный интерес в жизни представляет работа, а отдых они видят как перемену рода деятельности. Творчество, однако, предполагает включение обоих домов, и это всегда в некоторой мере игра, а затем шестого, когда образ воплощается в жизнь, и это уже работа, подобно тому, как создание роли актером идет под пятым домом, а игра на сцене, особенно профессиональная, в большой мере под шестым, хотя пятый, конечно, тоже должен быть включенным - это дает ощущение свежести (под чистым шестым домом идет совершенно заигранная пьеса).

Итак, под шестым домом идет работа - служение (на своем уровне) Богу, но также и служение конкретным людям, когда оно совершается в интересах некоторого дела, то есть без специального акцента на личности того, кто служит, или того, кому служат (то есть не включен первый дом). Таким образом, по шестому дому идет господин, то есть лицо, которому человек служит, а также его собственные слуги. Нужно подчеркнуть, что здесь имеется в виду личное служение, когда важна личность слуги (господина), и то, что он делает, носит отчетливый отпечаток его личности, точно так же как и работа по шестому дому это личное самовыражение в труде, и результат этого труда обязательно несет отпечаток личности работника. Поэтому детям, с их сильным пятом домом, трудно привыкнуть выполнять работу под двенадцатым домом, совершенно безличную, когда по результатам труда невозможно понять, кто его совершил (мытье посуды, уборка дома и т. п.), и гораздо легче трудиться под шестым домом, когда на результатах деятельности стоит видимый отпечаток личности (сложить игрушки на ночь в специальный ящик - двенадцатый дом, а разместить их на полках шкафа по выбору ребенка, но чтобы был порядок, который он определит сам - шестой дом).

По шестому дому, кроме слуг, идут еще средства труда (инструменты) и программы подсознания, управляющие навыками работы с этими инструментами. Но самый главный инструмент человека это его тело, с помощью которого и производится любая работа. Аспекты шестого дома определяют способы использования тела в качестве инструмента работы, степень его совершенства, нагрузку на него и необходимые меры защиты, то есть здоровье, питание, гигиену и болезни. С точки зрения Абсолюта, болезнь как преодоление слабости, плохого самочувствия, физической боли есть работа (по шестому дому), которую человек вынужден исполнять, если не хочет или не может, по разным причинам, выполнять ее другим способом. Конечно, болезнь не самый конструктивный вид работы, но некоторые кармические узлы иначе не развяжешь, и здесь тоже требуется выработка определенного смирения.

Очень важно правильно понимать самоутверждение по шестому дому, которое есть внутреннее удовлетворение от сделанной работы, и поддержка энергетического потока, компенсирующая затраты личной энергии. Всевозможные лавры, слава и почести, чины и т. п. идут по девятому и десятому домам, а самоутверждение по шестому дому почти незаметно для окружающих, но совершенно необходимо человеку как постоянная текущая Божественная поддержка его деятельности, когда Бог (как будто) говорит: ты все делаешь правильно.

На первом уровне проработки шестого дома человек воспринимает труд как тяжкую необходимость и несправедливость со стороны судьбы; а ведь есть богатые бездельники, счастливчики, ничего не делающие и как сыр в масле катающиеся! Он не видит в служении никаких преимуществ, а в творчестве ценит лишь моменты озарения и создания образа, а его воплощение в жизнь представляется ему невыразимо скучным. На этом уровне услуги воспринимаются чисто материально, и господствует принцип "я тебе, ты мне", когда любая заслуга подразумевает ответную или денежный эквивалент. Здесь характерно пренебрежение к слугам, которые не считаются за людей, и рабски-почтительное отношение к господам - пока они находятся в этом положении.

К средствам труда человек относится чисто потребительски, как, впрочем, и к собственному физическому телу, которое он склонен эксплуатировать, нисколько не жалея и не тревожась о дальнейших последствиях в виде слабости, болезней, преждевременного старения и т. д. "Пока тело может - пусть, а что дальше будет, чего я буду заранее думать, огорчаться да расстраиваться - может, помру раньше!" На этом уровне идеи вреда курения, алкоголя, радиации для человека приблизительно столь же легковесны, как, например, идея утреннего умывания, которое рассматривается как чистая условность и дань отжившей традиции. Человек этого уровня, вообще говоря, социально опасен, поскольку работа совершенно не дает ему вкуса и ощущения жизни, а также необходимого самоутверждения по шестому дому, то есть ощущения "я живу как надо", что часто ведет к неуправляемой агрессии. Наоборот, активизация и проработка шестого дома связывает агрессивные и антисоциальные импульсы, направляя их на конструктивную деятельность.

К еде этот человек равнодушен, для него скорее важен факт ее наличия, чем гастрономические тонкости, которые сводятся к разнице состояний сытого и голодного брюха. К болезням отношение фаталистическое, они рассматриваются как совершенно ни от чего не зависящие.

На втором уровне проработки шестого дома человек признает необходимость и даже определенную организующую роль труда в своей жизни. Он может принять тезис Дарвина о том, что труд превратил человека в обезьяну, но в глубине души порой пожалеет о своем прежнем счастливом и беззаботном существовании в теплом фруктовом раю начала кайнозойской эры. Все же он считает, что человеку должно причитаться по его труда, ну, и таланту, наверное, тоже, но здесь его берут сомнения, поскольку разница в талантах людей делает мир устроенным явно несправедливо. На этом уровне под трудом понимается не только физический (как при первом уровне проработки дома), но и любая внешняя деятельность, связанная с приложением усилий, хотя бы и умственных. На этом уровне человек ощущает определенную интимную связь со своими слугами, то есть людьми, выполняющими его личные поручения, и не считает необходимым точно расплачиваться за услуги, что может вести к злоупотреблениям, если не иметь в виду некоторый общий баланс во взаимоотношениях.

К средствам труда человек относится с определенным уважением, главным образом, из практических соображений. Аналогично, о своем теле и здоровье, особенно после сорока лет и пары серьезных болезней, может начать серьезно беспокоиться, бегать по утрам, купаться в проруби или заниматься аэробикой, в зависимости от текущей моды. Этот человек может быть уже довольно разборчив в еде, но его вкусы дифференцированы не до такой степени, чтобы стать хорошим поваром, хотя, с другой стороны, элементарный борщ с мясом он сварить уже в состоянии.

На третьем уровне проработки шестого дома человек склонен воспринимать труд как основное содержание своей жизни (о ее смысле он пока только догадывается, но чувствует, что он тоже где-то недалеко). Теперь под трудом он понимает занятие, требующее внутреннего напряжения, и внутренняя работа уже воспринимается как разновидность труда: более того, он знает, что в состоянии интенсивной внутренней занятости не способен ни на какие осмысленные внешние действия. На этом уровне человек начинает видеть карму, его жизнь становится более сознательной, чем раньше, и он понимает, что его работа нужна эволюции (Богу, скажет верующий) именно в том виде, в каком она предлагается ему судьбой, и от качества исполнения зависит не только его личная зарплата и карьера, но и в какой-то мере судьба мира. На этом уровне любой результат работы человека несет отчетливый отпечаток его личности, будь то чеканка или научная теория. Обычно этот мастер высокой квалификации, который, естественно, пользуется услугами подмастерьев, но платит им за это, в первую очередь, возможностью обучения, то есть включения в свой информационно-энергетический поток. С другой стороны, сам он оказывает услуги людям, особенно не задумываясь об этом и имея в виду, что Бог сам позаботится о необходимом балансе; впрочем, если этого не происходит, он может принять меры и лично.

Средства труда для него уже очень существенны, и он склонен их тщательно беречь и всячески о них заботиться, уже не только из прагматических, но и часто из мистических соображений: ему кажется, что хороший инструмент приносит ему удачу, и часто это соответствует действительности.

На этом уровне человек учится владеть не только своим физическим, но частично и более высокими телами: эфирным, астральным и ментальным. Он может лечиться самовнушением, мантрами или молитвами, учится владеть физиологическими процессами (например, усилием воли регулировать давление и т. п.), концентрации внимания, управлению памятью и т. д. Теперь у него довольно тонкий вкус, который сообщает ему, какие именно виды пищи ему желательны, а какие противопоказаны, причем с дальнейшим эволюционным ростом количество последних увеличивается; в первую очередь выпадают мясо и рыба.

На четвертом уровне проработки шестого дома человек воспринимает как работу почти всю жизнь. Ситуации, возникающие вокруг него, настолько энергетичны и серьезны, и он видит карму настолько лучше окружающих, что поневоле на него постоянно ложится очень большая ответственность, а цена ошибки, соответственно, высока. Теперь основная нагрузка ложится на внутреннюю работу, а внешние ситуации человек воспринимает как контрольные для его внутренних достижений. С другой стороны, он чувствует постоянную поддержку своего кармического эгрегора, который подсказывает ему, когда, о чем и в каком духе следует говорить и делать. Если такой человек занимается творчеством, он достигает высот совершенства, и его произведения имеют каждое свою судьбу, сохраняя в то же время на себе отчетливый отпечаток индивидуальности автора, но в чем именно он выражается, сказать очень сложно (почерк высших вибраций плохо поддается рационализации и анализу, даже с помощью компьютера).

Этика этого человека довольно сложна, хоть на видимой окружающим поверхности она приближается к общесоциальной. Но выполнение любых его просьб следует рассматривать как благословение для того, кто их исполняет, и внимательный наблюдатель это замечает. Вопрос о балансе услуг в данном случае решает высокий эгрегор, который сам в случае необходимости защитит такого человека от чересчур настырного просителя; сам же он полагает, что любая просьба, обращенная к нему из внешнего мира, имеет Божественное происхождение, и старается ее исполнить, правда, не всегда по прямому смыслу, а так, как подсказывает его эгрегор.

На этом уровне человек может хорошо владеть своими телами до ментального включительно, что означает, в частности, власть над энергетикой, эмоциями и мыслями. Вместе с тем, умея быстро излечить или не допустить многие болезни, он смиряется с кармически необходимыми и иногда даже берет их на себя специально с целью наиболее эффективного сжигания кармических узлов - лично своих и своей эпохи.

Ситуация шестого дома характерна для процесса труда человека, когда он реализует свой замысел, воплощая его в жизнь. В зависимости от уровня предварительного (на фоне создания образа) включения пятого дома мы можем получить весь спектр от ремесленника-подмастерья до настоящего художника. Для того, чтобы отличать шестой дом от пятого, следует обратить внимание на технику, то есть использование специальных инструментов или жестких навыков, практически не зависящих от вдохновения и личности человека (при включении пятого дома техники, как таковой, быть не должно, ее заменяет вдохновение). Конечно, на высоком уровне и техника такая, что без определенного вдохновения не обойдешься, но сам для себя человек всегда отличает пятый дом от шестого, для него эта разница очевидна: одно дело - создание замысла, и совсем другое - его реализация, которая, как правило, гораздо более скучное и менее творческое занятие (кроме людей с сильным шестым домом, см. ниже).

Под шестым домом оказывают и принимают услуги, заботятся о своем теле: это гигиенические процедуры, физкультура, закаливание и т. п. Бешенство шестого дома - наркоманы от работы или своего здоровья, круглые сутки сидящие на рабочем месте или занимающиеся хатха-йогой они переакцентируют шестой дом, который обязательно следует балансировать двенадцатым (см. ниже главу 12). Болезни, идущие под шестым домом, характеризуются желанием и усилиями, направленными на выздоровление; отчаяние или смирение в самых тяжелых случаях переводят болезнь в двенадцатым дом, так же как и пребывание в наиболее тяжелых палатах и закрытых госпиталях и больницах.

Под шестым домом идет забота также и о тонких телах; пранаяма, аутотренинг, успокоение эмоций и мыслей, нормализация энергетических потоков, коррекция ауры, вентилирование чакр и т. д., а также не слишком тяжелые болезни этих тел, сопровождающиеся хроническим понижением тонуса и настроения, депрессивными состояниями, неврозами и легкими формами психических заболеваний (тяжелые идут под двенадцатым домом, иногда под восьмым и двенадцатым).

Сильный шестой дом дает человека, которому придется в этой жизни много работать, и ему лучше смириться с этим заранее. Ему может не хватать замыслов, и тогда он будет реализовывать чужие, или же воплощение его собственных идей окажется чрезвычайно трудоемким, но при проработке результат будет того стоить, и человек получит от своей работы большое внутреннее удовлетворение, хотя при слабом втором доме или квадрате шестого дома ко второму финансовое вознаграждение может, с точки зрения человека, и не соответствовать вложенным усилиям. При успешной проработке (или при гармоничном шестом доме) возможна ложная гордость под девизом "я один работаю, а вы все лодыри и бездельники" с соответствующими психологическими играми. Но если человек не прорабатывает сильный шестой дом добровольно, то через некоторое время карма заставляет его делать это в принудительном порядке: либо на него сваливается тяжелая работа, от которой отказаться нельзя (например, ухаживать за больными родственниками со всей их мыслимой и немыслимой физиологией и психопатологией), или, хуже, болезни, которые потребуют больших усилий для выздоровления, и хорошо, если не станут хроническими. Этому человеку нужно научиться работать столько, сколько от него требует судьба, и тогда он встретит неожиданные источники помощи и разнообразных услуг и покровителей; однако ему нужно научиться правильно принимать услуги и просить о них. При слабом двенадцатом доме нужно помнить, что не вся работа должна приносить видимую отдачу и быть очевидно полезной - часть обязательно должна идти на службу эволюции в неощутимом для человека виде. Проработка идет по пути совершенного овладения техникой труда и своим телом, что позволяет избежать многих болезней; однако и слабое от природы здоровье можно укрепить путем систематических упражнений, а в крайнем случае, пару великих свершений можно осуществить и при недостаточном тонусе.

Слабый шестой дом означает первоначальную слабость инструментов труда, но вовсе не обязательно слабое здоровье; последнее, скорее всего, будет зависеть от того, как человек относится к своему телу: укрепляет или расходует его природные резервы, не зная удержу. Трудно сказать, будет ли этот человек ленив, это во многом зависит от уровня проработки Сатурна. Но, во всяком случае, судьба не будет заставлять его трудиться императивно, наваливая кучу камней и заставляя сложить из них дом. Конкретная работа с видимым личным результатом будет лишь одним из вариантов его поведения, и редко когда будет получаться хорошо, по крайней мере, сразу. Это именно тот вариант, когда без труда не вытащишь и рыбку из пруда, зато с трудом вытащишь, и притом немалую, хотя человеку (и окружающим) вначале сложно в это поверить. Слуги естественным порядком в изобилии не возникают, но и господа особых услуг не требуют; тем не менее, и слабый дом нуждается в проработке, и этика взятия и отдачи услуг должна быть продумана и прочувствована даже и при таком аспекте. При сильном двенадцатом доме может возникнуть пренебрежение к труду с видимым результатом, тем более, что последний получается неважным, но это неправильно.

Вообще со слабым шестым домом морально трудно жить, поскольку постоянно как-то так получается, что результат твоей работы никого особенно не интересует; проработка заключается в том, чтобы найти такую работу и так ее сделать, чтобы этот интерес все же возник и работа получила признание и оказалась нужной хотя бы одному человеку кроме автора.

Гармоничный шестой дом часто дает прекрасное здоровье, которое трудно разрушить, хотя с годами, при должной настойчивости, это несомненно удастся. Но поначалу болезни будут редкими (исключая, возможно, раннее детство, идущее под первым домом) и незначительными. Вообще человек будет склонен к чистоте и гигиене, но в трудных условиях снизит свои требования и не будет от этого особенно страдать.

Проработка дает, что называется, золотые руки, мастера, который умеет буквально все, начиная от работы на фрезерном станке и кончая художественной росписью, с виртуозным пошивом обуви и платья в промежутке. Если же человек начинает лениться (к чему будут склонности) и говорить себе: "я могу с легкостью, а потому не буду, неинтересно" (в чем, безусловно, заключен элемент самообмана, поскольку, несмотря на гармоничные аспекты, сделать что-нибудь действительно хорошо всегда трудно), то он не приобретает квалификации и со временем деградирует на поделках, совершенно не стоящих его способностей и талантов.

Этот человек умеет естественно и правильно обращаться со слугами, которые будут его любить и служить честно и добросовестно, по крайней мере, если он не будет честно и откровенно их эксплуатировать. Поток услуг, оказываемых им и ему, течет около этого человека естественно и непринужденно и обычно с положительным балансом для всех участников; проработка требует регулировки этого потока в сторону уменьшения чисто эгоистической акцентировки и осознания истинного смысла происходящего: оказать другому услугу вовсе не обязательно значит помочь ему идти по духовному пути; если же человек желает быть черным учителем, то ему все равно нужно видеть, что он в самом деле делает.

Пораженный шестой дом дает достаточно трудную жизненную программу, особенно если его не прорабатывать добровольно, по первым намекам судьбы. Человек довольно долго не будет понимать, чего, собственно, хочет от него жизнь, поскольку работы, в том числе очень тяжелой, на него будет возлагаться много, а результаты никого не будут устраивать, и в наименьшей степени его самого. Возможно вытеснение и гиперкомпенсация, когда любой результат труда воспринимается как полное совершенство, но такую жизненную позицию удержать нелегко; при ее срыве вероятна глубокая депрессия и отчаяние с убеждением "я не могу сделать ничего стоящего". Между тем, энтузиазма может быть много, но, в зависимости от положения шестого дома в гороскопе, вероятны различные препятствия к тщательному и правильному выполнению работы, и не последней причиной здесь будет необъективное отношение к себе и пристрастная оценка результата, что нужно методично изживать: человек работает для людей и в конечном счете важна их оценка, пусть узкого референтного круга, но не только самому человеку следует судить о достоинствах его творений, по крайней мере, до четвертого уровня проработки шестого дома.

Этот аспект иллюстрирует то общее положение, что перед тем, как дать человеку в руки острые инструменты, карма долго учит его работать тупыми, а винтовку дает лишь тогда, когда у его глаз появляется оптический прицел. Все же тщательной проработкой можно выйти из заколдованного круга неудач, и тогда человек превзойдет своих коллег с гармоничным шестым домом по тонкости и точности работы.

Тело может представить ряд проблем, и от болезней лучше всего лечиться естественными методами, избегая лекарств и хирургов, хотя, конечно, может возникнуть специальная необходимость в тех и других. С другой стороны, не следует посвящать всю жизнь борьбе за свое здоровье: нужно найти точку равновесия, как и при решении проблемы удовлетворения аппетитов своей Луны, и, вылечив часть болезней, смириться с остальными и жить, не обращая на них особого внимания. Человек с пораженной картой не создан для здоровья, равно как и для счастья; у него несколько иные цели и задачи.

Шестой дом в знаках

Шестой дом в знаках покажет характерное отношение человека к выполняемой им работе, типы инструментов, которыми он будет пользоваться, и навыки труда, которые ему легче освоить. Знак на вершине шестого дома покажет характер внутреннего ощущения человека, сигнализирующего о его здоровье, физическом и психическом, а также условия, нарушения которых могут вести к болезням, и, наоборот, обстоятельства, облегчающие выздоровление. (Конкретные подробности: болезни, органы, патологические процессы, укажут аспекты шестого дома и гороскоп в целом, но эта тема - медицинская астрология - заслуживает отдельного обсуждения и в настоящем учебнике практически не затрагивается; см., например, Рафаэль, "Медицинская астрология").

Планеты в шестом доме

Планеты в шестом доме покажут силы, на которые человек может полагаться в своем ежедневном труде, и которые, при неправильном к ним отношении, будут этому труду препятствовать, а в конечном счете приведут к болезням. Эти планеты покажут также влияния, которые нужно точно регулировать для поддержания своего здоровья, и характер впечатления, физически производимого этим человеком, когда он здоров.

Творческое самовыражение V дома воплощается в жизнь в доме каждодневного труда — в VI. Основной принцип VI дома — личное служение. Если в V доме человек любит мир и Бога, то в VI доме он им служит. Когда включен VI дом, эволюция идет через усилия данного человека, и во время этой работы существенно используется именно его личность, и на результате остается ее отчетливый отпечаток. По VI дому идут средства труда человека, его инструменты, господа и слуги (и ситуации служения), а также подчиненные, в той мере, в которой они выполняют свои обязанности как слуги, т.е. исполняя личную волю человека.

Все люди транслируют волю Абсолюта: по крайней мере, никому не возбраняется в любой ситуации включить свой VI дом и начать ее конструктивно прорабатывать, т.е. настроиться на нее как на рабочую, попытаться понять, что именно вы должны согласно ей делать, и приступить к выполнению.

"Что наша жизнь? Игра", — этот тезис, в сущности, есть не что иное как попытка заменить VI дом V-м. Если же человек, наоборот, в ситуациях V дома будет слишком активно и наивно-прямолинейно включать VI дом, он получит заслуженную славу зануды, не умеющего расслабиться.

Проработка VI дома включает, в частности, умение принимать и оказывать услуги, служить, но не услуживать. Таланты и энергия распределены среди людей неравномерно, и мир так устроен, что люди с низкой энергетикой и малыми способностями (кармически) должны служить своим более развитым собратьям; это необходимо для правильного развития тех и других и для эволюционного процесса в целом. Перед тем как человек научится любить Бога, он должен научиться Ему служить; а перед этим он должен научиться любить конкретных людей, а для этого, в свою очередь, нужно научиться им служить. Правильное служение подразумевает бескорыстие как самого человека, так и того, кому он служит: они вместе делают определенную эволюционную работу, и факт служения просто означает, что тот, кто служит, выполняет более грубую и примитивную ее часть, а тот, кому служат — более тонкую. Следует также заметить, что в ситуации служения VI дом включается у слуги и у его господина одновременно, поэтому всевозможный подхалимаж, лесть и т.п. идут не по VI, а по I дому; в VI доме внимание и воля господина, адресованные слуге, направлены на внешний мир, но не на личность слуги.

К VI дому относится физическое тело человека в целом. Если VI дом поражен, то вы должны в напряженных условиях освоить свое тело как инструмент, что означает либо тяжелую физическую работу, либо, к сожалению, слабое здоровье — инструмент попался не совсем удачный, с дефектами, и нужно научиться им пользоваться, скомпенсировав природные недостатки. Бывает, что с пораженным VI домом рождается человек с прекрасным здоровьем, но тогда он, скорее всего, станет его нещадно эксплуатировать, презирая добрые советы, и через некоторое время уничтожит; но, возможно, при гармоничной в остальном карте, это просто знак того, что человек будет много и систематически работать. Проработка VI дома как набора кармических болезней означает не поиски самого лучшего врача в округе, а способы наиболее адекватного приспособления организма к окружающей среде: выбор режима питания, дыхания, комплекса физических упражнений, режима дня и т.п., включая умение регулировать свое давление, настроение, ритмы и направление мыслей.

Как карма держит нас на аркане? Прежде всего, с помощью болезней. Часто они не поддаются быстрому лечению, и .человек не только ищет компенсации, но и, прикованный к кровати, вынужден менять свое отношение к происходящему с ним и вокруг него, что типично для проработки домов западной полусферы. Один из самых тяжелых видов работы — это преодоление физической боли, чем порой приходится расплачиваться за нежелание выполнять работу VI дома в том виде, как ее первоначально предлагает судьба, или неправильное отношение к ее результатам. VI дом представляет основной принцип карма-йоги: "Вы должны думать о том, что вы делаете, а награда за труд сама о себе позаботится".

Особенностью VI дома является то, что любви к своей работе у человека может и не быть; признаками его правильного включения являются чувство выполненного долга и личный отпечаток на результате труда, а в целом — чувство удовлетворения своей деятельностью. "Жизнь не есть тяжелая работа; жизнь есть постоянная работа" — девиз VI дома. И еще: отдых есть перемена вида деятельности. Но при всем том правильное включение VI дома дает человеку ощущение постоянного Божественного присутствия, не в форме экстаза, а в виде ровного потока энергии и минимального энтузиазма, поддерживающих силы, но не препятствующих концентрации внимания на работе.

К VI дому относятся гигиена и психогигиена, аутотренинг и простейшие медитации, связанные с управлением физиологией, примитивной энергетикой и грубыми эмоциями: умение не разозлиться, проигнорировать обиду, справиться с гневом, уснуть за 5 минут и т.д. VI дом также связан с программами подсознания, регулирующими механический и ручной труд (от простейших навыков до филигранного мастерства). Кроме того, к VI дому относятся мелкие домашние животные, которых человек расценивает как отчетливо нижестоящих (крупные домашние животные, к которым человек относится как к равным, идут по XII дому). Поэтому люди со слабым и непроработанным V домом иногда заводят мелких собачек или кошек, пытаясь реализовать свою любовь по VI дому; песок, однако, неважная замена овсу, и часто у них в подсознании остается нелюбовь и даже жестокость к людям; последнее не означает, что не следует заводить домашних животных: просто любовь к людям и Богу — это одно (V дом), а к собственным зверюшкам — Другое (VI дом).

VI дом хорошо иллюстрирует тот факт, что проработка домов может никак не влиять на внешние обстоятельства их проявления. Так, у людей совершенно разного эволюционного уровня есть дом, где они живут (IV дом), и есть (часто очень похожие) физические болезни, которыми они болеют и от которых в конце концов умирают; разница заключается, как уже говорилось выше, в отношении к своим болезням и видению их места и роли в своей и мировой карме.

Характерная черта сильного VI дома — фанатизм, которого порой очень трудно избежать. Человек так увлекается своей работой или своим здоровьем, что забывает буквально обо всем остальном, становясь придатком целиком захватившей его деятельности, будь то хатха-йога, сыроедение или интересная работа на фирме. Однако следует помнить, что в кармическую программу входит проработка всех домов гороскопа, и слишком большая акцентация любого из них нарушает общий ритм судьбы человека; а через какое-то время происходит срыв, и дом на какое-то время полностью отключается и отдыхает, но менее гармонично, чем поле под паром при двупольной системе земледелия. Сильный VI дом дает искушение слишком конкретного взгляда на вещи; трудягам часто кажется, что они уже постигли истину, а это, увы, не так просто.

Пораженный VI дом дает много тяжелой работы и часто истерическое отношение к ней; слабое здоровье, частые болезни, но и большие силы и возможности для восстановления. Иногда просто непонятно, как человек, со всеми своими болезнями, ухитряется не только выжить, но еще и столько сделать, а сверх того и бессмысленно нервничать и суетиться. По отношению к физическому телу (своему и чужому) возможна болезненная чистоплотность, а в ее отсутствие — игнорирование фундаментальных гигиенических правил. При пораженном VI доме следует помнить, что скорость и эффективность выздоровления определяются отношением человека к своей болезни и жизни в целом; правильное отношение вырабатывается при понимании того, что на физическом теле легче всего развязываются кармические узлы, и если бы не эта болезнь, была бы гораздо тяжелее последующая судьба. Если есть оппозиция VI дома к XII, то необходимо вырабатывать общее смирение, иначе есть шанс, что оно будет обретено на больничной койке в принудительном порядке. Пораженному VI дому нужно постоянно помнить, что работа — это средство духовного развития, а не самоцель, и в то же время понимать, что работа — это и есть жизнь, и научиться не ждать ее окончания и результатов ни сознательно, ни подсознательно, как не ждет человек окончания своей жизни. При поражении VI дома, проявляющемся в болезнях, нужно точно найти минимальную границу здоровья, до которой следует довести свое физическое тело упражнениями, диетой и т.п., и не пытаться ее перейти: с некоторыми болезненными симптомами и состояниями нужно смириться, жить и работать, не смотря и не ссылаясь на них.

При гармоничном VI доме работа — естественное состояние, и такой человек получает удовольствие и удовлетворение от любой деятельности; впрочем, особенно тяжелая работа сваливается на него редко и ненадолго. В общем, хорошее здоровье, несмотря на все злоупотребления, долго сохраняется. Для такого человека естественно жить в чистоте, но если он волей судьбы оказывается в безнадежной грязи, он умеет этого не замечать. Тем не менее, при отсутствии проработки с годами естественное трудолюбие уменьшается, и на его место приходит всепоглощающая лень вместе с ощущением: "Если понадобится, то я, несомненно, все легко и быстро сделаю". Слуги хорошие и все с полуслова понимающие, господин будет приветливым и благосклонным, за легкие проступки слегка пожурит.

Слабый VI дом не означает слабого здоровья. Вообще слабый дом дает человеку определенную свободу действий: судьба не заставляет его специально заниматься соответствующей сферой деятельности, но и не ставит особых препятствий. При слабом VI доме физическое тело при отсутствии внимания начнет через какое-то время болеть, а при хорошем присмотре будет, наоборот, служить человеку верой и правдой (исключая кармические болезни, которые даются поражением других домов, но это уже тема медицинской астрологии). Такой же свободный (поначалу) выбор есть и по отношению к каждодневному труду.

В заключение следует сказать, что вкус человека к жизни определяется в значительной мере его V и VI домами: V домом — поверхностный вкус, VI — глубокий.

___________

Вершина VI дома в Рыбах — человек с легкостью свалит свою работу на других (или они — на него); хорошо выбирать профессию, не связанную с точными и ответственными каждодневными решениями.

VI дом в Тельце — работа потребует постоянных тяжелых усилий, есть опасность, что она поработит человека целиком, нужно быть пластичнее. При поражении возможна труднопреодолимая лень и обжорство (VI дом управляет питанием); VI дом в Деве хорош для трубочистов.

VI дом в Близнецах — разговоры тоже могут быть работой, но не самой легкой. Но все же это положение легче многих других: темп, ритм и вид работы часто меняются, что дает разнообразие и отдых, но, правда, сильно мешает сосредоточиться на чем-то одном. Хорошо для журналистов, социологов и эстрадных певцов; VI дом в Весах подходит воздушным гимнастам и акробатам.

Солнце в VI доме означает необходимость не только много трудиться каждый день, но и заниматься своим физическим телом. Здесь работа императивна, нельзя сравнивать себя с другими и, тем более, завидовать лентяям. В этом воплощении вы водовоз и землекоп, укрепляйте мускулатуру на работе и смирение в болезнях — и тогда их будет существенно меньше.

Нептун в VI доме в заточении. Работа требует сосредоточения, а тут постоянный эффект, подобный легкому опьянению. Вообще Нептун в доме дает путаницу, искажение реальности, обман, туман в голове, но все это обычно в легкой форме, и во всех домах, кроме VI и X, терпимо. А если он стоит в этих домах, нужно срочно и всемерно укреплять и прорабатывать Сатурн (где бы он ни стоял).

Сатурн в VI доме — это ужасно несправедливо. Препятствия в работе на пустом месте, как будто нарочно все не складывается, и постоянно не везет. То в идеально чистой чашке Петри вырастают жуткие колонии, то с ровного стола падает посуда с реактивами — без намека на землетрясение. Требуется выработка высочайшей аккуратности, на что уходят годы, ибо первоначальные качества скорее противоположные, если только Сатурн не стоит совсем гармонично. Но все же это трудно, ибо VI дом — это жизнь человека, его нормальное существование, а Сатурн всегда предъявляет высокие требования — но зато и платит по счетам, мудростью и практической властью над миром.

Луна в VI доме — человек утешается работой и едой. Здесь очень важна проработка, ибо диапазон огромен: в низшей октаве — это безнадежно опустившийся лентяй, в высокой — столь же трудолюбивый человек, буквально не мыслящий себя без конструктивной деятельности.

Поделиться этой страницей: