Этот аспект дает, пожалуй, самое уважительное отношение к заветам отцов и дедов. В поддержке традиции человек видит не только осуществление связи времен, но и высший смысл своей жизни, по крайней мере, его существенную часть. При этом от традиции он берет не только форму, но и (по мере своих сил) экзистенциальное содержание, то есть жизненный смысл, который, конечно, видоизменяется с веками и даже десятилетиями, но Козерог, как никто другой, умеет вложить его в старые рамки. Козерог не романтичен, и романтика это последнее, чего ищет человек, когда поддерживает старые традиции или ищет их следы в настоящем: он хочет жить в соответствии с ними, поскольку не видит иной опоры для существования. При этом ему часто не хватает фантазии для того, чтобы понять, что времена в чем-то все же безвозвратно уходят, и тогда он впадает если не в догматизм, то в академическую сухость.
По отношению к проявлениям будущего человек внешне ведет себя крайне осторожно, поскольку они его глубоко волнуют, и он боится разочароваться. В тех случаях, когда он, после долгого и внимательного ожидания, сочтет, что данный росток - именно то, что надо, он становится хлопотливой и преданной наседкой, тщательно сдувающий пылинки с любимого дитяти. Если новое движение его разочаровывает, он по-рачьи глубоко переживает и столь же глубоко вытесняет свою боль, постепенно обрастая жестким панцирем социального равнодушия. Тем не менее, он может по-детски радоваться, когда вдруг блеснет свет надежды на темном участке социальных проблем. Здесь у человека слишком много эмоций - и положительных, и отрицательных, в обоих случаях с негативными для него последствиями, и ему нужно обрести некоторое количество козерожьего практицизма и целеустремленности. Наоборот, в отношении старых заветов нужно учиться радоваться, применяя их в своей жизни, а не сводить традицию к нерушимому чувству долга.
Во внутренней жизни человек будет испытывать большое влияние устойчивых, давно сформированных программ подсознания, которые будут направлять его внимание в сторону практики, и особенно больших кармических программ; более того, скорее всего свои основные кармические программы человек проработает, основываясь на тех программах подсознания, которые заложены в нем от рождения. Они будут суховаты, и им будет не хватать фантазии, которую человек будет должен внести сам, адаптируя новые программы подсознания, создаваемые Северным узлом. Эти программы будут с самого начала касаться очень интимно-глубоких сфер психики человека, и он после нескольких (болезненных) ошибок будет отбирать их очень осторожно и тщательно, боясь ошибиться, порой чрезмерно: в конечном счете важна не боль (или легкость) адаптации, а последующая полезность и уместность данной программы подсознания в психике. Слишком долгая и успешная защита от развития ведет к тому, что в один прекрасный день Рак создает настолько эмоционально и сущностно напряженную ситуацию, что все защиты ломаются, человек заглядывает внутрь себя и видит всю косность и несовершенство своих фундаментальных программ подсознания, и Козерог уже не в силах их защитить.
Воспитание детей в догматической его части человек ведет, при слабой проработке узлов, сухо, последовательно и целеустремленно, часто полностью игнорируя их эмоциональную природу, но прибегая не к логическим аргументам (как при Южном узле в воздушных знаках), а к совершенно земным стимулам, особенно легкому подкупу и умеренному шантажу. Но их дальнейшие цели и идеалы он воспринимает эмоционально и часто от них отгораживается, опасаясь, что они не будут соответствовать его надеждам. Здесь идет проекция фрустрации по поводу недостатков собственного внутреннего воспитания в надежде увидеть (эмоционально и духовно) удовлетворительную самореализацию в детях.